Стихи о погоде Версия для печати

По барометру

При низком барометре

Первый подъем 

Шквалов здоровых

Бесспорно мы ждем.

 

Скачет стрелка вверх и вниз-

То погоды лишь каприз.

Если ж медленно движенье,

Жди надолго измененья.

 

Сразу вверх иль сразу вниз-

То погоды лишь каприз.

Ну, а если постепенно  

Стрелка вверх иль вниз идёт-

Будет ветер непременно

И не скоро он пройдёт.

 

Лезет стрелка вверх упорно,

Не желая отдохнуть,

Можешь ждать тогда бесспорно,

Что от ОСТа будет дуть!

 

Если стрелка вдруг упала,                                          

Не зевай у марса фала.                                               

Ну, а если лезет в гору- 

И бом-брамсель ставить впору.

 

Если стрелка вдруг упала.

Жди грозы, дождя иль шквала;

Если ж стрелка поднимается,

То погода улучшается.

 

При низком барометре

Стрелки паденье

Требует в море вниманья и бденья;

Тогда капитан лишь спокойно уснёт,

Коль стрелка высоко и кверху пойдёт.

 

По морским птицам

Ходят чайки по песку,

Моряку сулят тоску.

И пока не влезут в воду,

Штормовую жди погоду.  

 

Если чайка села в воду,  

Жди хорошую погоду.

 

Чайки коль к берегу держат свой путь,

Ветер здоровый, поверь, будет дуть.

 

Птицы коль к берегу держат свой путь -

Ветер здоровый, поверь, будет дуть!

 

По небу

Радуга утром – дело плохое,

Радуга вечером – дело иное.

 

Если небо  красно с вечера,

Моряку бояться нечего.

Если ж красно поутру,

Моряку не по нутру.

 

Вечером небо коль полно огня,

Утром же зорю туман застилает-

Верные признаки ясного дня,

Старый моряк парусов прибавляет.

 

Коль резок контур облаков,

Ко встрече с штормом будь готов.

Когда ж их контуры мягки,

Тогда все штормы далеки.

 

Барашки ль по небу бегут,

Иль небо мётлами метут,

Когда рангоут твой высок,

Оставь лишь марсели да фок.

 

Небо мётлами метут

Ветру сильному быть тут;  

Коль груза в трюме не имеешь

Сбавь парусов – не пожалеешь.

 

Если солнце село в воду,

Жди хорошую погоду.

Если солнце село в тучу,

Берегись, получишь бучу.

 

Если тучи громоздятся

В виде башен или скал-

Скоро ливнем разразятся,

Налетит жестокий шквал.

 

Если тучи сплотятся и низко летят,

Скоро все снасти твои затрещат,

Если ж на клочья начнут они рваться,

Ставь брамселя, их не стоит бояться.

 

По барографу

Коль давленье уменьшается,

За кривою наблюдай:

Если кверху выгибается,

Свежих ветров ожидай.

Если ж выпуклостью книзу

Направляется черта   

То погоды лишь капризы

И не будет ни черта. 

Ну, а вот когда давленье

Начинает возрастать,

То обратное явленье

Можно часто наблюдать:

Вверх кривая выгибается-

К маловетрию, к штилям,

Вниз дугою обращается-

Большей частию к ветрам. 

 

В июне рано, но логично,

В июле будь готов встречать.

Вниманье августу прилично,

Сентябрь не надо забывать.

 

Дождик раньше, ветер вслед-

Жди от шквала всяких бед.

После ветра дождь придёт,

Значит, скоро шквал пройдёт.

 

 
Погода Версия для печати

Местными признаками погоды называются атмосферные явления, сис­тематически наблюдаемые в данном районе плавания.

В основе всех бесприборных наблюдений лежит умение не только ви­деть изменения, происходящие в атмосфере и на поверхности моря, но и правильно понимать их. Развить эту наблюдательность помогает практика. Очень важно, чтобы наблюдатель следил за местными признаками регуляр­но и каждый раз, когда представляется  возможность, проверял правильность своих заключений по данным метеорологических станций.

Главный среди местных признаков — вид неба, т.е. наблюдаемые на небосводе разновидности облаков и их количество, изменения вида неба, смена одних разновидностей облаков другими. Наблюдения за направлени­ем и скоростью движения облаков позволяют судить о направлении и ско­рости ветра на соответствующих высотах.

Ко всем местным признакам применимы следующие общие правила:  

·         чем медленнее происходит изменение явления, наблюдаемого в качестве местного признака, тем медленнее будет происходить изменение сопутствующей ему или предвещаемой им погоды и тем про­должительнее будет эта погода;

·         вероятность осуществления предвещаемой по местным признакам погоды тем больше, чем больше число местных признаков наблюда­лось;

·        если местные признаки противоречат друг другу, следует ожидать неустойчивой погоды, свойственной промежуточным образованиям.

Местные признаки можно разделить на общие и специальные. Общие местные признаки сохраняют своё значение для большинства мест на зем­ном шаре. Специальные местные признаки имеют значение только для дан­ного ограниченного района.

Ниже приводятся некоторые общие признаки предсказания погоды для всех морских театров средних широт:

  • перисто-слоистые облака в виде полос с резко загнутыми концами, иногда до прямого угла, показывают, что в ближайшем будущем ожидается сильный ветер;
  • появление зыби во время безветрия указывает на приближение шторма; чем быстрее увеличивается зыбь,- тем быстрее может разразиться шторм;
  • быстрое движение облаков при слабом ветре также указывает на при­ближение шторма; усиление ветра следует ожидать с того направле­ния, откуда движутся облака;
  • появление летом на горизонте кучевых облаков в виде башен или скал указывает на то, что скоро усилится ветер, приближается шквал с дождём;
  • интенсивное падение давления на 3—4 миллибар и более за последние 3 часа предвещает шторм;
  • резко повышенная видимость, появление предметов (островов, гор, сооружений) из-за горизонта, увеличенная рефракция также указы­вают на приближение шторма;
  • появление около Луны и Солнца кругов Гало предвещает ухудшение погоды.

На ухудшение погоды также указывают следующие признаки:

  • кроваво-красные восходы и заходы солнца;
  • сильно повышенная слышимость звуков в воздухе;
  • дым из труб стелется по низу;
  • сильное мерцание звёзд ночью;
  • ночью и утром летом роса отсутствует;
  • облака нижнего и верхнего ярусов движутся в разных направлениях;
  • появление сильных помех при радиоприёме;
  • увеличение облачности к вечеру, не исчезающее на ночь;
  • нет бризов там, где они обычно бывают.

Резкое ослабление ветра предвещает резкую смену его направления в ближайшее время. Ослабление ветра при заходе солнца — показатель того, что до рассвета он больше не усилится. Если же после захода солнца ветер снова усилится, то это может служить признаком его дальнейшего усиле­ния.

Для лучшего запоминания признаков приближения шторма моряки облекли эти приметы в стихотворную форму.

О возможных переменах погоды на ближайшее время можно судить по кривой барографа:

  • если при падении атмосферного давления кривая барографа обра­щена выпуклостью к верху, то следует ожидать свежего ветра;
  • если при падении атмосферного давления кривая барографа обра­щена выпуклостью к низу, то свежий ветер маловероятен, напротив, скорее можно ожидать слабых ветров и даже некоторого улучшения погоды;
  • если при увеличении атмосферного давления кривая барографа об­ращена выпуклостью к верху, то следует ожидать слабых ветров или штиля;
  • если при увеличении атмосферного давления, кривая барографа об­ращена выпуклостью к низу, то возможен свежий ветер.

Парусный корабль теснее любого другого связан с таинственной жиз­нью моря, движением воздушных масс над ним. Научиться управлять им — вот главная задача моряка.

 

 
А жизнь хороша ещё и тем.. Версия для печати

А жизнь хороша ещё и тем,

что можно путешествовать!

 
МАСТЕРСТВО РУЛЕВОГО Версия для печати
 Наши яхты ходят быстро без нас. 
 Мы только мешаем им. 
 Выигрывает тот экипаж,
 который делает меньше ошибок.

 

Рулевой, умеющий выигрывать гонки, может выйти вперед из середины или из замыкающей группы участников, он может финишировать со значительным отрывом от яхты, которая заняла второе место. Это постоянное превосходство часто становится предметом зависти, и очень редко стараются понять, в чем его секрет. Так как же ему удается выскакивать вперед из положения, которое кажется безнадежным?

 

                           Такой рулевой:

 

1 – ищет и замечает те преимущества, которые могут дать ветер и течения, а затем

      использует их, фиксирует на память;

 

2 – лавирует на выгодной стороне дистанции, идет на чистом ветру и делает это с самого

      начала и до конца гонки;

 

3 - не совершает значительных ошибок;

 

4 -делает так, что его совместная работа с экипажем проходит гладко и безупречно;

 

5 - не позволяет вовлечь себя ни в какие частные битвы, а это значит, что он не допускает,

      чтобы ему навязали чужую тактическую схему;

 

6 - ничего не теряет у знаков, почти всегда огибая их в положении внутреннего;

 

7 – заставляет хорошо настроенную яхту идти с максимальной скоростью.

 
 
 
Ведение дневника Версия для печати
Предусмотрительный яхтсмен обычно считает крайне необходимым записывать перипетии гонки, представляющие интерес с точки зрения техники. Это один из способов использования опыта для ускорения процесса обучения. Этот метод не только очень поучителен и напоминает о событиях, которые при других обстоятельствах остались бы незамеченными, но может существенно повысить удовольствие от плавания.В противоборстве со стихиями опыт является самым важным (возможно, главнейшим) союзником яхтсмена. Опыт сам по себе не принесет пользы и не реализуется, если он, как говорится, скатывается с яхтсмена как с гуся вода.За некоторый промежуток времени активный рулевой или экипаж встречаются со множеством изменяющихся условий и сталкиваются с огромным количеством проблем, которые ставят перед ними воздух и вода. Иногда эти проблемы решаются одним образом, иногда — другим, иногда верно, а иногда ошибочно. С точки зрения обучения ошибки не менее полезны, чем успехи, а ошибки других, как и их победы, также весьма поучительны.Чтобы обладать искусством плавания под парусом, нужно научиться так многому, что никто, сколько бы он ни плавал или читал, не сможет узнать все. Записи, сделанные по возможности подробно и как можно скорее после состязаний, будут содержать наблюдения и крупицы знаний, которые могут забыться среди массы других фактов, хранящихся в памяти. В конечном счете опыт — память о прошедших событиях. В регулярных записях некоторые небольшие события будут время от времени повторяться. Возможно, сами то себе они могут показаться несущественными, но уже сам факт частого их повторения свидетельствует об их важности. Таким способом опыт приобретается гораздо быстрее.Дело не ограничивается простой фиксацией фактов, произошедших во время плавания: такие записи поощряют яхтсмена к анализу и более глубокому проникновению в происходящее. Кто-то сказал, что, учась плавать под парусами, не следует бояться ошибок, важно знать, какая ошибка сделана. Составной частью искусства плавания является умение признавать ошибку и знать, в чем она заключается.Даже самые лучшие рулевые часто совершают ошибки, но они почти всегда знают, в чем их причина. Если на гонках яхтсмен действует неверно, то знает, почему, а это половина победы в следующей гонке при аналогичных условиях. Поэтому небольшой анализ прошедшей гонки и запись выводов после тщательного изучения результатов — одна из самых полезных привычек.Ведение записей может быть особенно полезно для плавающих только летом, ибо с наступлением весны они обнаруживают, что утратили кое-какие навыки и умение понимать обстановку. А какое удовольствие может доставить чтение записей прошедших состязаний или походов, сделанных по свежим впечатлениям!В заметках следует отражать не только ваш собственный опыт, но и запомнившийся опыт других яхтсменов. Например, если рулевой победившей яхты достаточно откровенен и расскажет о секрете своего успеха, то полезнее записать его рассказ, чем собственные менее удачные действия. Записи не следует вести в скучной и тяжеловесной манере, но иногда в компетентных отчетах о гонках имеются данные, которые следует выписать для последующего использования. Или, если на шути от пункта А к В, лавируя на некотором расстоянии от берега в поисках лучшего ветра, замечаешь, что некоторые яхты поймали у берега выгодный приливной вихрь и проносятся мимо, то это тоже стоит отразить в своих заметках.Периодически (раз в год, а может быть, и чаще) полезно просмотреть записи и отметить то, что показалось вам важным. Их можно подчеркнуть или даже собрать вместе в виде резюме. Ту же информацию, которая при последующих наблюдениях оказалась ошибочной, стоит пометить как сомнительную.Через несколько лет ранние записи могут показаться элементарными и даже глупыми; опыт внесет свои коррективы и в изложенные в них идеи. Тем не менее заметки сослужили свою службу и к ним никогда не следует относиться с презрением.
 
ЭКИПАЖ - ЭТО СОДРУЖЕСТВО Версия для печати
Идеальный матрос: 

1 - беспрекословно послушен;

2 - не жалуется на то, что он промок, замерз или  ему скучно;

3 - не часто получает ушибы;

4 - не выражает недовольства, когда ушибется;

5 - силен, молчалив, подвижен;

6 - получает удовольствие, когда его ругают за то, в чем он не виноват;

7 - имеет склонность к телепатии;

8 - поразительный хронометрист и учетчик курсов;

9 - обладает достаточно хорошим зрением, чтобы различать отдаленные буи (желательно, чтобы глаза могли заменить четырехкратный бинокль);

10 - любит выигрывать;

11 - умеет проигрывать;

12 - хобби: … и плавание.

       В любом другом виде спорта и в большинстве самых различных ситуаций ни один человек, находящийся в здравом уме, не будет мириться с теми условиями, в которых должен работать матрос.

        Некоторые рулевые так упорно ищут в своем матросе соединения всех этих качеств, что меняют экипажи с удивительной быстротой, находя новых добровольцев на работе или в других местах, где их репутация как "рабовладельцев" неизвестна. Но очень скоро эти матросы обнаруживают, что им больше нравится водно-моторный спорт или альпинизм, либо какой-либо другой вид деятельности на свежем воздухе.

        Такой рулевой, пусть он и хорош как техник и тактик и всегда стремится выиграть, ходил бы еще лучше, если бы не трудности с экипажем.

        А все дело в том, что каждый, кто рассматривает экипаж как часть своей яхты, будет недоволен им. Два человека находятся в тесном контакте довольно длительное время, соревнования часто бывают очень напряженными, создают иллюзию опасности, непрерывно возникают проблемы, которые надо немедленно решать. Если они хотят работать, то должны работать как команда.

         Для того чтобы рулевой мог получить максимум отдачи от экипажа и наоборот, между ними должно быть истинное содружество: матрос должен удовлетворять требованиям рулевого, а рулевой - стремиться к тому же для матроса.

        Матрос работает хорошо, когда его работу ценят. Если яхта плохо делает поворот оверштаг и рулевой многоречиво стыдит матроса, то он должен не забывать так же хвалить его, когда поворот сделан хорошо. В противном случае у матроса создается убеждение, что он все делает плохо. Если вы награждаете свой экипаж только руганью, вряд ли он быстро улучшит свою работу. Конечно, если вы за всю гонку не скажете ни слова, матрос просто не будет знать, что он делает правильно, а что нет. Существует предел того, что может сделать рулевой сам по себе, и хороший матрос понимает это в большей степени, чем можно предположить.

        Однако обмен мнениями между матросом и рулевым не должен сказываться на скорости яхты. Одинаково приводят к потерям и слишком много, и слишком мало обсуждений. 

        Для того чтобы рулевой и матрос сработались, нужно время, но уж когда они сработаются, яхта должна ходить быстрее. Сработанность не только обеспечивает увеличение скорости яхты, но и позволяет уделить больше времени таким важным деталям окружающей обстановки, как, например, изменение направления и скорости ветра, использование которых помогает выйти вперед. Во время тренировок рулевой должен следить, чтобы матрос делал все, что должен. Когда у него небольшой опыт, то вина рулевого, а не матраса, если швертбот огибает подветренный знак и на лавировке идёт с поднятым швертом.

        Обязанности матроса многочисленны: проверить курс, отсчитать время перед стартом, обратить внимание рулевого на другую яхту, идущую курсом, который может привести к столкновению, и многое другое. Как и рулевому, ему следует заранее подготовиться к следующему маневру. Матрос не должен предвосхищать события, действуя слишком быстро, но должен знать возможные маневры и быть готовыми к ним.

     Он не должен ждать специальных команд, чтобы:

1 - потравить стаксель, когда яхта уваливает и подобрать его, когда приводится;                  2 - слегка выбрать шверт на галсе в направлении берега, когда вы лавируете против течения на мелком месте;

3 - опустить шверт перед началом лавировки;

4 - подготовиться к повороту и т.д.

        Матрос, каким бы неопытным он ни был, очень быстро все усвоит, если рулевой будет говорить, что надо делать, просто и ясно. Если неопытному матросу, плохо знающему терминологию, отдавать команды вроде "Ослабь Канингхэма" или "Потрави оттяжку гика", то вы можете напороться на неприятности: ведь он может и не знать, что вы имеете в виду!

            Часто хорошими матросами становятся молодые рулевые, еще не имеющие своей яхты. Выступление рулевого в качестве матроса в начале его деятельности- несомненно лучший способ научиться управлению яхтой в гонках. Ведь матрос чувствует и видит, в каких случаях яхта идет наилучшим образом, и наблюдает за действиями истинных мастеров. Рулевой, выступающий в роли матроса, может дать хорошую информацию о яхтах, идущих курсом, который может привести к столкновению, а также о других событиях, которые могут заинтересовать его рулевого.

.      Если ваш матрос имеет предложения в отношении тактики гонки, он по меньшей мере должен деликатно сказать о своих идеях, если вы прямо не спрашиваете его мнение. На лавировке, например, щёлкание  стопора при освобождении стаксель-шкота, является одним из способов намекнуть рулевому, что, может быть, сейчас как раз настал момент для поворота оверштаг.

          Иногда можно создать вредное сотрясение на чьей-то чужой яхте одной лишь громко сказанной фразой. Последовательность событий при этом часто бывает следующая. Вы находитесь позади и с подветренной стороны яхты, идущей впереди, а ветра так мало, что паруса наполняются скорее в вашем воображении, чем на самом деле. Поскольку ветер упал раньше, первой его потеряла яхта, идущая впереди, и вы приблизились к ней. Естественно, ее рулевой проявит некоторое волнение, если ваш матрос скажет вам театральным шепотом:

"Все в порядке, у него повис стаксель". Очень может быть, что при этом рулевой яхты, идущей впереди, попросит своего матроса наклониться вперед и посмотреть под гик. При этом движении яхта качнется под ветер, а стаксель повиснет, даже если до того момента был более или менее заполнен. Качание яхты и суета на борту приведут к остановке яхты, вы будете неумолимо приближаться, а он уже не будет чувствовать себя спокойно.

        Поворот оверштаг настолько же зависит от матроса, насколько от рулевого, хотя как капитан рулевой должен вносить поправки, когда дела идут не так хорошо, как следовало бы.

        На яхтах, не имеющих трапеции, матрос всегда должен смотреть назад при повороте оверштаг в сильный ветер. Он должен быть готов к тому, чтобы протиснуться через труднопреодолимый проем между швертовым колодцем и оттяжкой гика. Первую остановку при смене борта ему следует сделать на боковой палубе, а не в кокните. Из положения откренивания на одном борту нужно очень плавно перемещаться в положение откренивания на другом. Причину любого сотрясения следует выяснить и устранить. Это легко сделать, если запретить матросу сидеть до того момента, когда стаксель полностью наполнится.

        При плавании в сильный ветер расположение шкотовых стопоров приобретает критическое значение. Матрос должен иметь возможность освободить шкот, не прекращая откренивания, в противном случае не будет конца неприятностям на лавировке при сильном ветре и кое-каким осложнениям даже при ветре 4 балла на полных курсах.  

        Причиной плохого выполнения поворота оверштаг может стать и заедание стаксель-шкотов. Иногда его можно устранить, заменив шкоты на более мягкие. Но обычно перед тем, как делать поворот оверштаг, матрос разбирает свободный конец шкота, который он держал, и переносит его на подветренный борт яхты, как только стаксель-шкот снят со стопора. Если после этого он переходит на другой борт и выбирает стаксель, шкоты должны идти свободно, при условии, что он не сядет на них, пока не выберет стаксель полностью. Если же он садится раньше, то садится на наветренный шкот.

        В слабый ветер во время поворота оверштаг матрос должен смотреть вперед и помогать рулевому обеспечить "размах по крену". Для этого требуется совершать движения, которые на первый взгляд кажутся неестественными, - вместо того, чтобы из положения на подветренном борту на старом галсе сразу же перейти в положение, которое нужно занять на новом галсе, он занимает промежуточное положение с одной лишь целью сохранить крен.

        Многое можно было бы сказать о пользе тренировочных поворотов оверштаг до подготовительного сигнала, чтобы взаимодействие рулевого и экипажа проходило гладко. Если во время самой гонки первый поворот сделан так, что он выведет вас вперед, можно с уверенностью сказать, что в этот день экипаж уже прочувствовал ритм хорошего поворота.

        Когда матрос приобретет автоматизм в своей работе, вторая его задача - не выводить рулевого из равновесия. Однако темпераменты рулевых и матросов бывают настолько различны, что невозможно сказать однозначно, как должен матрос вести свою роль.

        От настроения рулевого во многом зависит, хорошо или плохо он будет выступать в этот день. Поэтому если матросу удастся создать то настроение, при котором рулевой соревнуется лучшим образом, результаты несомненно будут улучшены.

        Работа рулевого с экипажем - нечто большее, чем повседневная отработка готовности делать повороты, откренивать и тянуть шкоты. Это действительно содружество.

 
Ф О Р М У Л А П О Б Е Д Ы Версия для печати

                 В   П А Р У С Е   П О Б Е Ж Д А Т Ь   О Ч Е Н Ь   П Р О С Т О -  

 

Б Е Р И    П Е Р В Ы М    С Т А Р Т ,  А   П О Т О М   У В Е Л И Ч И В А Й   О Т Р Ы В.

 
Парусный спорт Версия для печати

 

на свете есть только три прекрасных зрелища:

    - танцующая  женщина;

    - скачущая  лошадь;

    -  корабль,  идущий под полными парусами!