История самарского яхт-клуба
История самарского яхт-клуба Версия для печати

Самарский яхт-клуб

В 1908 году в Самаре наблюдается экономический подъём, связанный с развитием торговли и промышленности. Свидетельством этому были многочисленные постройки особняков купцов, гостиниц, шикарных магазинов. Строились церкви, польский костел, немецкая кирха, еврейская синагога. Правительство решило построить в Самаре один из крупнейших военных заводов (впоследствии - «ЗИМ»).

В Самаре был заметен и культурный подъём – проходили многочисленные гастроли артистов, музыкантов, устраивались выставки, проводились соревнования борцов, конные бега. Это были выступления профессионалов. Любительского, массового спорта не было.

В феврале 1908 года в газете «Голос Самары» говорилось, что физическое развитие молодёжи, учащихся гимназий и училищ слабое и обосновывалась идея создания в Самаре спортивного клуба с широким выбором видов спорта.

Устав этого яхт-клуба – его назвали «Самарский речной яхт-клуб»- имел много общего с уставом Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, был зарегистрирован 3 июня

1908 года «Губернским по делам об обществах присутствием» и внесён в «Памятную книжку» Самарской губернии на 1909 год. О целях яхт-клуба : «Самарский речной яхт-клуб» посредством распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и других судах будет:

а) обучать управлению этими судами;

б) улучшать их постройку;

в) следить за изменением фарватера реки Волги.

Яхт- клуб ставит своей целью развитие и других видов спорта: охотничьего, рыболовного, автомобильного, лыжного, конькобежного.

Учредителями яхт-клуба, подписавшими его устав, были известные в городе люди : братья Головкины, художник Константин Павлович и купец Александр Павлович; архитектор А.А.Щербачёв, владелец пивоваренного завода Альфред фон Вакано.

Средства для достижения поставленных целей предполагалось получать от сбора членских взносов, пожертвований и от хозяйственной деятельности : проката инвентаря, посещения купальни, катка, устройство балов, семейных вечеров.

Возглавлял яхт-клуб его командор, который избирался на 2 года. Он отвечал за соблюдение устава яхт-клуба и был его официальным представителем при имущественных и других разбирательствах в высших инстанциях.

Действительным членом яхт-клуба могло стать лицо обоего пола старше 21 года по рекомендации двух членов клуба. Молодые (учащиеся гражданских и военных учебных заведений) имели право заниматься в клубе на правах его гостей.

В конце апреля 1908 года Городская дума приняла решение об отводе бесплатно места на берегу Волги около Струковского сада под постройку яхт-клуба. Но скоро выяснилось, что более удобным местом расположения зимнего помещения будет площадка на углу ул. Дворянской и Алексеевской. Здесь и был размещён яхт-клуб. Был построен каток, спортивные площадки легкой и тяжёлой атлетики, игровых видов спорта, раздевалки для спортсменов. При строительстве «Дома промышленности» всё было уничтожено.

Следует отметить, что к этому времени уже существовали яхт-клубы в Москве (1867г.), Одесса(1875г.), Саратове (1876г.), Иркутске(1885г.), Севастополе(1886г.), Николаеве (1888г.), Ростове (1893г.). В 1908г. был открыт яхт-клуб в Таганроге.

Торжественное открытие водной станции яхт-клуба состоялось 28 июня 1909 года.

В 12 часов дня на берегу Волги собрались гости, члены яхт-клуба. К месту торжеств прибыли Самарский губернатор Якунин В.В., вице-губернатор Белецкий С.П. После освящения станции и молебна был поднят флаг. Первый тост был провозглашен за здоровье государя императора, затем за успех Самарского яхт-клуба. Состоялись первые гонки. Победители получили призы. Первым Командором яхт-клуба был коллежский асессор, нотариус Михаил Семёнович Афанасьев, Вице - командорами - фон Энгельгардт В. Ф.и поручик запаса артиллерии Н.О. Берг.

В 1912г. Командором стал купец Петр Николаевич Поляков. В 1911-1912г.г. вице- командорами были надворный советник Ю. Н. Постников и дворянин, титулярный советник С.А.Богушевский.

Состав гоночной комиссии: барон В.Ф.Энгельгардт, предводитель дворянства Самарского уезда граф М.Н.Толстой и губернский секретарь Н.А.Турчанинов. Членами комитета были фон Вакано Э. А. самарский меценат и художник купец

К.П. Головкин и другие уважаемые люди Самары.

В 1914 году командором был избран Сергей Михайлович Голиков - редактор газеты «Губернские новости». Он руководил яхт-клубом до 1917 года.

Яхт-клуб имел свои флаги, а члены клуба согласно Уставу - форменную одежду тёмно-синего цвета, гражданского покроя с отложным воротничком со знаком клуба, вышитым золотом; пуговицы золотые с полированным бортом и знаком яхт-клуба. Фуражка тёмно-синяя (летняя с белым чехлом) с чёрными жгутами и знаком яхт-клуба. Командор носил в виде знаков отличия наплечные золотые жгуты. Владельцы яхт имели право носить морской кортик. Любопытный факт из жизни тех лет: фон Вакано предоставляет яхт-клубу бесплатно здание пивной № 1. Яхт-клуб будет нести расходы лишь по содержанию помещения, но вся чистая прибыль с устраиваемых в помещении концертов, вечеров и т.п. поступает на улучшение Пушкинского сквера, что за городским театром. А.Ф. фон Вакано позже там был построен теннисный корт - чудо деревянного зодчества.

Image

С 1910 года проводятся регулярные встречи парусников Самары и Саратова.

В 1910 году при яхт-клубе было создано общество воздухоплавания.

В 1911г. при яхт-клубе были открыты секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат,

коньков, тяжёлой и лёгкой атлетики. Очень популярны были гонки на лыжах. Первая состоялась в 1911 году

Интересен, наверное, не только для любителей парусного спорта

П Р О Т О К О Л

Состязаний в скорости бега на лыжах 10 февраля 1913 года.

1. Забег «старших» лыжебежцев на 10 вёрст по слегка пересечённой местности.

2. Забег «младших» лыжебежцев на 6 вёрст по прямой с поворотом.

3. Забег «новички» на 3 версты с поворотом.

4. Забег «детский» на 2 версты с поворотом.

Победители по возрастным категориям: С.Чернов, Шаврин, Соколов, (Николай Мясников был вторым) и Булюкин в «детском» забеге.

Первую профессиональную футбольную команду организовал в нашем городе Николай Дмитриевич Харитонов, которого самарский речной яхт-клуб пригласил из Санкт-Петербурга в качестве инструктора для организации спорта. Первые матчи состоялись в Самаре 11 и 18 сентября (по старому стилю) 1911 г. между лучшими командами Самары:

Яхт-клуба и второй мужской гимназии. 6 апреля 1912 г. для упорядочения автомобильного движения по улицам города в яхт-клубе был создан автомобильный отдел–прародитель Самарской автоинспекции, созданной только в 1936 году.

В 1913 был зарегистрирован новый устав яхт-клуба. Теперь он стал называться «Самарский яхт-клуб». К этому времени были сооружены некоторые спортивные площадки, куплены или построены однотипные швертботы шарпи с двумя мачтами, рейковым вооружением, площадью парусности примерно 17 кв. м. Это «Соперник» (рул. Батюшков В.Н.), «Сказка» (рул. Бердин В.Г.),имевшие лучшие результаты в гонках. Более совершенными были круглошпангоутные, гафельные шлюпы (площадью 30 кв.м.) «Ой-ли»(рул.Мецлер Р.К.), «Бриз» (рул. Бердин В.Г., пересевший со «Сказки»).

В этом же году заявил о себе гимназист Николай Мясников, построивший по уменьшенным чертежам «Соперника» швертбот «Тяп-ляп» и успешно на нём гонявшийся. Более крупные суда покупались в Саратове у известного мастера Лопухина Их парусность была от 25 до 45 кв.м. Часто они имели необычную конструкцию. Связано это было с особенностью обмера. Новинкой этого года было начало строительства так называемых «двухшвертовиков». Это Самарские «Апаш», «Квик», «Борей».

 

Журнал “РУЛЕВОЙ ” АПРЕЛЬ 1913г.

Image

Image

 

Image

Image

На воде яхт-клуб, построенный командором Поляковым П.Н., представлял собой высокобортное судно с двумя мачтами и тремя декоративными реями. Длина его была 53 метра, ширина – 19 метров. Эта многопалубная шхуна имела красивую двухсветную кают-компанию со сценой.

 Image

Полуовальные окна были закрыты стёклами с рисунками видов спорта. Трюм был разделён на две половины: левая (кормовая)- помещение собственной электростанции на 450 лампочек, водяного насоса с фильтром для собственного водоснабжения, комнаты персонала. Носовая часть трюма – светлые кладовые инвентаря членов яхт-клуба. По другую сторону – гардероб на 40 человек для хранения спортивных костюмов и сменной одежды. Из трюма имелось 4 выхода на среднюю палубу, на которой был спортзал, комнаты для гостей, библиотека, парусная, буфетная, две уборные, матросская и другие помещения. На верхней палубе находилась легкая мебель для отдыха и предметы флажной сигнализации. Эта красивая шхуна с рулём и буксирными устройствами зимой переводилась в затон и была способна поднять 30 тыс. пудов или несколько тысяч чел.

 

Image

 

Image

 

Торжественные моменты в жизни яхт-клуба проходили в присутствии высоких городских чинов. Открытие сезона на Волге 28 мая 1913года включало поднятие флага командором П.Н.Поляковым в присутствии губернатора Н.В.Протасьева с супругой, который поднял бокал за здоровье Государя Императора. Затем состоялся завтрак для всех членов яхт-клуба, обед для особо важных персон и в конце торжества прогулка на моторных и парусных судах, а 9 июня 1913 г.у Струковского сада состоялись гонки парусных, гребных и моторных судов.

 

Image

 

Image

 

Яхт-клуб проводил тренировки и соревнования по многим видам спорта: лыжам и конькам, гребле, плаванию, боксу, фехтованию. Конькобежные соревнования проводились на катке, который был на месте нынешнего «Дома промышленности», лыжные гонки – на Коровьем острове и на Рождественской воложке. На катке и по аллеям

Струковского сада устраивались массовые катания с иллюминацией и весёлой музыкой. Катание на санках было организовано на Александровском спуске (ныне Вилоновский).

Летом проводились соревнования по плаванию, в том числе дальние заплывы. Так лучший результат заплыва через Волгу был зарегистрирован: 23 мин!

Проводились соревнования по футболу, волейболу, тяжёлой и легкой атлетике, борьбе и боксу. Эти соревнования собирали большое количество зрителей. Пресса регулярно освещала эти мероприятия.

Очень популярной среди Самарских любителей водных путешествий была «Жигулёвская кругосветка». В 1912г. Владимир Попов впервые совершил скоростной проплыв на гребной шлюпке по маршруту «Жигулёвской кругосветки».

Расстояние более 200 вёрст он прошёл за 18 часов, а на следующий год – за 17.Рекорд на этой трассе установили в 1914г. самарцы: В.П.Гонин, Зорин, Сиваков, Дергачёв, Мацевицкий. Они прошли «кругосветку» за 16 часов, включая сюда 45 мин. на перевозку шлюпок в Переволоках и 30 мин. на остановку для покупки молока.

28 июля 1915 года были проведены гонки на переходящий приз Самарского яхт-клуба. Участники:

От Самары: «Апаш» (рул.Р.К.Мецлер), «Квик «(рул.В.К.Попов), Ой-ли»(рул.Ф.К.Мецлер), «Бриз»(рул.В.Г.Бердин), «Авось»(рул.А.А.Пономарёв).

От Саратова: «Бой»(рул.П.Н,Лопухин), «Реванш»(рул.К.А.Балдин). «Вопрос»(Б.В.Фабрициев).

В 14.20 был дан сигнал к выходу судов из гавани.

В 14.30- выстрел об открытии старта, который яхты прошли в таком порядке: «Апаш», «Квик» . «Реванш», «Авось». «Вопрос», «Ой-ли», «Бриз», «Бой»

В 14.35 старт по выстрелу был закрыт.

4 мили за 1час 35.33сек. прошёл «Апаш». По гандикапу приз выиграл «Апаш».

Судьи: Н.Н.Семёнов (Саратов), Ю.Н.Постников, В.Н.Батюшков, С.М.Голиков, В.П.Гонин.

В 1916 году в Саратове были проведены гонки на звание «Первого рулевого Поволжья». От Самары участвовало две яхты: «Апаш» (рулевой и владелец Р.К.Мецлер) и «Борей» (Рул.П.Девриен)

Гонку на 15 вёрст за 1час 48.09сек. и звание «Первый рулевой Поволжья» с большим отрывом выиграл «Апаш».

Image
Апаш

 

Image
Борей

 

В 1916г. Самарские лыжники В.Голубков, А.Шевцов, Н.Мясников в г. Казани выиграли эстафетную лыжную гонку. 1 января 1917г. Н.Мясников выиграл Первенство Поволжья в лыжной гонке на 20 км. Следует отметить также, что Николай Мясников был лучшим десятиборцем Самары, успешно выступал в соревнованиях по конькам, боксу, фехтованию и другим видам спорта.

Корреспондент журнала «Русский спорт», посетивший Самару в начале 1918г.писал: «Получить здесь справку о спортивных организациях очень трудно ввиду их малочисленности и малоизвестности. Впрочем, и организаций… один Самарский яхт-клуб». Первая мировая война, революция, гражданская война остановили развитие всех видов спорта в Самаре и особенно водных видов. Не строились и не покупались новые яхты, не велась хозяйственная деятельность, не было пожертвований и членских взносов.

В архивах не сохранилось упоминаний о соревнованиях тех лет.

Самарский яхт-клуб прекратил своё существование.

Началом возрождения парусного спорта в Самаре можно считать 1920г., когда был организован Центральный спортивный клуб при Всеобуче, которому было передано имущество дореволюционного яхт-клуба: купальня, эллинг, разбитая гребная «восьмёрка» и две яхты, компас и секстан. Позже Волжская военная флотилия передала яхт-клубу три шестивёсельных яла. На этом «флоте» Н.А.Мясников готовил допризывников, обучал их парусному делу, гребле.

Началось восстановление старых яхт, строительство новых. Всё делалось собственными руками. Так, В.Г. Бердин построил швертбот «Марат» по чертежам Н.А. Мясникова и А.С.Осипова (это была увеличенная копия «Апаша»). Он строил его два года своими руками и все дельные вещи ,шайбы, медные гвозди изготовил сам.

В 1921г. состоялась первая товарищеская встреча яхтсменов Самары и Саратова.

18-27 августа 1922г. в Самаре состоялась первая Олимпиада ПРИВО по многим видам спорта, в том числе и парусные гонки на дистанциях 4,5 и 6 м.м. Участвовали только гонщики Самары и Саратова.

В 1922г. по американским чертежам Н.А .Мясниковым для И.И .Новакова был построен швертбот «Swallow», парусностью около 400кв.ф.(37,2 кв.м.). Он имел очень оригинальную конструкцию. Преимущества её были заметны на курсах от полного бейдевинда до острого бакштага при ветре 2-3 балла без волнения. При крене борт уходил глубоко в воду, создавая дополнительное сопротивление дрейфу. При волнении же он был плохим «ходоком».

 

ImageImage

 

В начале августа 1924г. самарцы на 6 яхтах отправились в Саратов. «Марат» пл.

парусности 500 кв.фут (рулевой В.Г.Бердин), «Борей» -310 кв.ф.(рулевой Н.А.Мясников), «Квик»-315кв.ф.(рулевой Козлов К.А.), «Орлёнок»-320кв.ф.(рулевой Терентьев Б., «Апаш»-320кв.ф.(рулевой Маильников В.П.) - все это двухшвертовики и «Олюша»-260 кв.ф.(рулевой Соколов В.). Программа гонок: 8, 10, 40 морских миль.

Первую гонку выиграл «Марат», вторую – «Апаш», третью- «Бой»- 150 кв.ф.(рулевой Лопухин П.Н. Саратов).

 

Image
Марат

 

Image
В.Г. Бердин

 

Особенностью строительства яхт тех лет был переход на бермудское вооружение. Такой швертбот - «Дракон» в 1927г. построил по собственным чертежам Н.А. Мясников. Он имел изогнутую обтекаемую пустотелую, вращающуюся на подшипниках в степсе и в месте крепления штага и вант, мачту.

 

Image

 

Яхт-клуб 1929 г Размещён яхт-клуб был на берегу р. Волги под Струковским садом по оси ул. Рабочей. Это было одноэтажное деревянное здание в форме корабля и принадлежало

Губпрофсовету. В годы войны в нём располагалась школа минеров. В конце войны здание яхт-клуба сгорело.

Показателем высокого мастерства Самарских яхтсменов было их блестящее выступление на Всесоюзной Спартакиаде в 1928г.в г.Ленинграде. От Поволжья было допущено 3 экипажа: от Самары рулевые Н.А.Мясников с матросами В.Ераховым, В.Зуевым и В.Г.Бердин с матросами В.Орловым, В.Соколовым.

От Саратова рулевой П.Н.Лопухин с матросами А.Кузминым, В.Черенковым.

 

Image
Сестрорецкий разлив. 1928 год

 

Image
В.Г.Бердин и Н.А.Мясников

Гонки с пересадкой экипажей проводились в Сестрорецком разливе. Н.А.Мясников выиграл полуфинал и был первым в финале. Победителям Спартакиады Н.А.Мясникову Самара (швертботы) и А.К.Бальсевичу-Кронштадт (килевые яхты) были присвоены звания Чемпионов СССР. В.Г.Бердин занял 5 место. Тридцатые годы характерны интенсивным развитием парусного спорта на Волге. Этому способствовало проведение Поволжских спартакиад, куда парусный спорт был включен, как обязательный.

Первая спартакиада была проведена в 1934г. в Казани. Участвовали команды Казани Горького, Самары и Саратова. Команда Самары заняла второе место после Саратова.

Вторая спартакиада проводилась в Сталинграде в 1935г. Н.А.Мясников выступал на «Темпе» (S=45 кв.м.), В.Г.Бердин – на «Апаше». Были проведены две гонки: 8 и 10м.м.

«Темп» выиграл обе гонки с большим отрывом. «Апаш» - обе гонки, был вторым. В итоге, парусники заняли первое место, что позволило слабо выступающей в других видах спорта команде г.Куйбышева переместиться с предпоследнего пятого места на третье.

Третья и последняя спартакиада была проведена в г.Куйбышеве в 1936г. Была введена новая классификация судов – положением предусматривалось участие швертботов Р-20 и Р-30, «Темп» участвовать в соревнованиях не мог. Николай Александрович построил для себя, по своим чертежам, бермудский двухшвертовик «ДИП» (Догнать и Перегнать). На яхте были установлены два дюралюминиевых шверта и два пустотелых стальных пера.

Н.А.Мясников с матросами Власовым В.В. и Якшаровым П.С. были первыми в классе Р-30, а Жемойтин Л.П.на «Буревестнике» первым в Р-20.

 28-30 августа 1936г. в Ленинграде был проведен первый Чемпионат СССР по парусному спорту. От Куйбышева было выставлено две команды:

Н.А.Мясников с матросами В.Ераховым и Ю.С. Якшаровым и Л.П.Жемойтин с матросами

Бердиным В.Г. и Гониным В.П. Было проведено два полуфинала. Оба наших экипажа и команды Ленинграда, Кронштадта, Горького, Архангельска и Одессы попали в финал.

В упорной борьбе, в основном с И.П.Матвеевым, Николай Александрович становится

Чемпионом, Матвеев И.П.-второй, Жемойтин Л.П. – пятый.

 

Image
Газета « Волжский физкультурник »17.04.1937г.

 

Image
Жемойтин Л.П.


Первая Поволжская парусная регата была проведена в Куйбышеве в 1937г. Участвовали города: Горький (1 место),Куйбышев(2-е),Саратов(3-е) и Сталинград. Первые места классах Р-20 и Р-30 заняли горьковчане, а в классе Р-45 –В.Г.Бердин на «Марате». 2-е места в классах Р-30, Р-45 заняли Л.П.Жемойтин (на «Стриже») и Н.А.Мясников (на «Темпе»).

Поволжские парусные регаты проводились ежегодно (иногда через год) более 50 лет и превратились в крупнейшее соревнование в СССР. Однако Российский спорткомитет устранился от проведения регаты, передав её с 1974г. в г.Тольятти, что привело к потере престижа регаты из-за низкокачественного, а порой и необъективного судейства.

С 1989 года одна из самых массовых регат страны не проводится. Следует заметить, что привлекательность Поволжской регаты была не только в том, что она проводилась в разных городах, но и в том, что на ней на дистанции встречались, боролись опытные гонщики и молодёжь. Это была Школа парусного спорта! Мы, прошедшие её, ставшие мастерами спорта, хорошо это понимаем.

Куйбышевцы неоднократно побеждали на Поволжских регатах. Это рулевые Бердин В.Г., Мясников Н.А.,Мамонова Е.А., Сидоров В.Н., Жемойтин Л.П., Якшаров Ю.С., Щенников Е.П., Ларешин В.К., Сальников В.Н., Иванов Б.Д., Сергин О.М., Мазилкин В.А., ХодаеваА.В., Лебедев.К.М., Кольцов М.В., Канцеляристов А.,Кузьминов Б.,Варичкин А.Е., Кольцов А.М., Савельев С.Б., Подсевалов В.

 

Image


Тимир Алексеевич Пинегин был также победителем Поволжских регат 1944 и 1945 г.г.

В 1938г. Чемпионом СССР становится Б.Д.Куликов в гонках на швертботах Ш-10.

Image
Б.Д.Куликов

 

Image
Н.А.Мясников

 

Великая Отечественная война остановила развитие парусного спорта. Яхтсмены воевали, яхты приходили в негодность. Много парусников Самары остались на полях сражений. Вернувшиеся принялись за восстановление старых яхт, строительство новых.

В 1946г. при городском комитете физкультуры и спорта был создан яхт-клуб с мастерской, где были построены сотни парусных, гребных и моторных судов.

По чертежам Н.А.Мясникова были построены швертботы Р-30 «Блик» и «Спартак», а по чертежам Ю.С.Якшарова Р-4 «Порыв» и Р-2 «Ветерок». В 1949г. на Х Поволжской регате «Спартак» и «Ветерок» стали победителями.

Image
Яхт-клуб на Волге 1951 год


Чемпионами России были Н.А.Мясников (1947г.), Мамонова Е.А.(1949,1952,1957г.г), Ходаева-Сиянова А.В.(1968г). Весной 1951г. при яхт-клубе Н.А.Мясниковым была организована детская спортивная школа, для которой были изготовлены из плоскодонных лодок 5 швертботов «Малёк». Тренерами школы были В.К.Ларешин, Г.Н.Мясников, В.И.Юдаков. В 1952г. для школы были построены 5 «Ершей». Некоторые воспитанники школы впоследствии добились достаточно высоких результатов, став победителями всесоюзных, республиканских ,ведомственных соревнований, мастерами спорта.

 

Image
Весной в яхт-клубе Верхний ряд: второй справа В.К.Ларешин, ниже: справа – налево Н.Брагарник, Г.Родюшкин, В.Кольцов, М.Кольцов, В.Ковалев, И. Першиков…

 

В 1952 году в Хельсинки состоялись ХУ Олимпийские игры. Старшим тренером сборной команды СССР был Н.А.Мясников. Выступление нашей команды было слабым.

Объяснялось это тем, что методика подготовки наших яхтсменов была построена на гонках с пересадкой экипажей, а Чемпионаты Европы, Мира, Олимпийские игры проводились в виде классных гонок. Проводить же классные гонки в СССР было невозможно, так как наши яхты не были монотипами. После Олимпиады был сделан упор на развитие олимпийских классов яхт. В стране появились доморощенные «Финны»- Ф,

«Летучие голландцы» - ЛГ, «Драконы», «Звёздники», которые Олимпийскими конечно не были, выступать на них в международных соревнованиях было бесперспективно.

Купленные за рубежом яхты автоматически разделили флоты на две части. Выиграть на яхтах отечественной постройки было невозможно. Этим объясняется отсутствие высоких результатов Куйбышевских яхтсменов в те годы. Пределом наших гонщиков были победы на Поволжских регатах, Чемпионатах спортивных обществ «Буревестник», «Зенит», «Труд», «Водник».

 

Image

 

Image

 

В 1953 г яхт-клуб был переведён на правый берег р.Волги.

В 1955г. городской яхт-клуб закрыли, яхты и всё имущество было передано ДСО «Спартак» Яхтсмены рассредоточились по спортобществам: «Наука», «Искра», «Водник», «Медик» и другие.

Объединяющей организацией стала городская секция парусного спорта, которая проводила все мероприятия по организации соревнований, обучению новичков, повышению квалификации рулевых, комплектованию сборной команды и многие другие вопросы жизни и деятельности сложного коллектива яхтсменов города.

Председателями президиумов секций –федераций парусного спорта города были Куликов Б.Д.(1940г.), Н.А.Мясников(1946г.), В.М.Дыдзюль(1949г.), В.Малиев(1950г.), В.Н.Ковалёв(1951г.), Н.Г.Пшенин(1954), В.Н.Сидоров(1957-1958г.) М.В.Кольцов(1959-1990г.), В.М.Болякин(1991-1993). Затем настало время президентов и первым стал М.Е.Кусков(1995г.), с 2002 по2008г.г президент ГФПС- Алейников Л.В. 26.04.2008г.- президентом городской федерации парусного спорта избран Балашов Д.А.

 Наиболее значительных результатов в 50-60-е годы добились: В.Ларешин, который дважды выиграв Поволжскую регату(1950,1952г.г.), стал мастером спорта, Е.А.Мамонова, выигравшая Чемпионаты РСФСР в 1952 и 1957 г.г., А.В.Ходаева – Сиянова - Чемпионка РСФСР 1968 г.

 

Image
Сборная Куйбышева на Чемпионате России в 1952г. Слева-направо: представитель команды В.В. Власов.,Е Щенников, В.Ларешин, В.Сидоров, крайняя справа- Е.Мамонова.


Image
Водный парад на Волге

 

Парусники Куйбышева постоянно совершали походы и спортивные дальние плавания в Казань, Саратов, Сталинград, Горький. В 1953 г. И.Н.Першиков и М.В.Кольцов впервые совершили поход на швертботе «М» из Москвы в Куйбышев. В 1965 г. был совершен поход в Астрахань на яхте «Дракон» и швертботе «М «(капитаны М.В.Кольцов и Г.К.Родюшкин).

В 1990г. М.В.Кольцов капитаном сборного экипажа яхтсменов Москвы и Николаева прошёл от г. Салоники (Греция) до г. Николаев (Украина).

В 1996г. самарские яхтсмены: А.Н.Егоров, В.Г.Павленко (всего 6 чел.) приняли участие в походе вокруг Европы на тольяттинской яхте «Азот» на этапе Марсель – Лиссабон.

Особенно массовым был поход, организованный А.Н.Егоровым в 1998г. по маршруту Самара – Барселона (Испания) - Самара со сменными экипажами на яхте «Катран»(Телига-104). На 1-м этапе Самара – Геленджик капитаном был С.Н.Шелудков,на 2-м – В.Г.Павленко (Геленджик – Барселона, 2080 м.м.), на 3-м этапе Барселона – Геленджик (2050 м.м.) капитаном шел А.Н.Егоров. Заключительный этап Геленджик – Самара возглавил М.Е.Кусков, старпомом шел один из старейших гонщиков Самары Г.К.Родюшкин. Всего в походе участвовало 25 человек и за 69 суток было пройдено 6257 м.м. Капитаном – наставником похода был И.В.Цветков.

Image

С 1970 г Спорткомитет СССР проводил Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Волги. Это было фактически Первенство СССР. Многие гонщики Куйбышева участвовали в этих интересных, престижных соревнованиях. Победителями были : Экипаж яхты «Дракон» – капитан мс М.В.Кольцов (1972,1973,1974г.г.), экипаж яхты «Катти Сарк»-капитан Кольцов М.В.(1976г), экипаж яхты «Катти Сарк»- Капитан Алейников Л.В.(1991г.) С 2002 г возобновились соревнования на «Кубок Волги». В 2007 г. победителями стали «Аист» Аэрокосмического Университета (капитан Бирюков А.М.) и «Самара»(капитан Карташов А.С.)

В 1972 скончался НА.Мясников. В нашем городе он был ПЕРВЫМ : Чемпионом СССР, Судьёй Всесоюзной категории, Заслуженным Мастером спорта СССР.

С 1974г. проводится Мемориал Заслуженного мастера спорта СССР Н.А.Мясникова. Соревнования были хорошо организованы и с каждым годом набирали популярность. И в начале 80-х они стали Всесоюзными. К нам приезжали гонщики со всей страны : Поволжье, Украина, Ленинград, Москва, Новосибирск, Владивосток и другие города. В гонках участвовало более 150 судов классов «Солинг», «Летучий Голландец», «Финн», «470», катамаран «Торнадо», Парусная доска, детские «Кадет», «Оптимист».

 В гонках крейсерских яхт участвовало более 30 вымпелов.

 

Image
Парад награждения победителей Мемориала Н.А.Мясникова 1983г.

 

Подрастало новое поколение. Увеличилось количество занимающихся парусным спортом и достигло к середине 80-х годов 750 человек и более 400 судов детских, олимпийских и крейсерских яхт. Наиболее крупные секции Авиационного института -268 чел.,152 вымпела (ст.тренер Кольцов М.В, тренеры Давыдкин С.В., Грачёв А.С, А.М.Кольцов), Спортклуб «Волга»-143чел.,111 яхт (тренер Болякин В.М.), «Маяк»-87чел.,52 яхты (тренер Курамов В.П.),а также «Крылья Советов» (тренер Бабушкин В.В.), Станкозавод (Кусков М.Е.), Самарская ГРЭС (Егоров А.Н.), Кабельная компания (Фомин В.И.),Политехнический институт (Бородянский Э.С.).

 Гонщики города стали выходить на Всесоюзный уровень, выполнять мастерские нормативы, выигрывать крупнейшие регаты. Наилучших результатов добились мастера спорта М.Тарасова- неоднократная победительница Первенств СССР, Чемпионатов РСФСР, А.Кольцов – победитель Чемпионатов и Первенств ДСО Профсоюзов СССР, А.Толстых – Чемпион России и победитель Чемпионата ДСО Профсоюзов СССР, Б.Кузьминов- Чемпион РСФСР, неоднократный победитель Поволжских регат, К.Старунов – победитель Первенств и Кубка России, член сборной России.

Наши яхтсмены выигрывают Чемпионаты спортивных обществ – «Буревестник»:

Кольцов М.В., Яхонтов А.А., Харламов В.И., Давыдкин С.В., Грачёв А.С., Г.Леонтьев,

В.Толстых, А.Кольцов, А.Толстых; ДСО «Зенит»: С.Видманкин, В.Подсевалов.

 

Image

Image

 Мастера спорта А.Кольцов и С.Видманкин и их шкотовые С.Фролов и А.Смолин

 

Image
Слева-направо: мастера спорта А.Толстых, А.Кольцов, М.В.Кольцов, Е.Варичкин. Победители Всесоюзных соревнований кмс В.Толстых, Г.Леонтьев

 

Image
На 100-летии Н.А.Мясникова. Слева-направо : Н.Г.Пшенин, В.Е. Самойлов, М.Е.Кусков, И.В.Цветков,В.К.Ларешин, А.Н.Егоров, Г.Н.Мясников, М.В.Кольцов, Ю.П.Слесуратин, Д.И.Пильдес, А.Г.Бурмистров. Сидят Г.К.Родюшкин,Ю.Г.Колганов.

 

Развал СССР развалил и парусный спорт. Парусные секции в Самаре прекратили своё существование. Остался один яхт-клуб – Аэрокосмического университета. Яхт-клуб «Аист» был создан в 1978г. решением ректора КуАИ В.П.Лукачёвым на острове Проран, на озере Зелёненькое. В тяжёлые 90-е годы благодаря поддержке ректора СГАУ В.А.Сойфера и проректора С.В.Лукачёва здесь продолжалась парусная жизнь, работала детская спортивная школа. Сюда пришли и оставшиеся гонщики города, им были созданы условия для тренировок и участия в соревнованиях.

 

Image
Яхт-клуб Аэрокосмического университета на острове Проран

 

Лучшие гонщики успешно участвуют в соревнованиях России. Это А.Сухов – победитель Кубка России 1996г и Чемпион России 2004г., призёр первенства России в классе «Финн» 1998г.Д.Балашов, Д.Лысов – победитель Первенства России, А.Мокрова выигрывает Первенство России 1997г, В.Соловьёва выигрывает оба Кубка России 1999г.,а И.Коняхина, став второй на Чемпионате России, включена в сборную России. В 2002г студентки Аэрокосмического университета на Кубке России заняли : И.Коняхина – 1 место, В. Соловьёва – 2.

В 2003г В.Соловьёва, выиграв Кубок России, становится мастером спорта. Стабильно высокие результаты показывает мс Д. Ганькин, он призёр Чемпионатов и победитель Кубков России.

С 1999г началась работа с детьми в яхт-клубах «Волга» и «Румб» Самарской ГРЭС.

 Крейсерский флот города постепенно перешел в частные руки и насчитывает более 80 вымпелов. Проводятся соревнования в городе, экипажи участвуют в Республиканских соревнованиях, занимают призовые места, выполняют мастерские нормативы.

 В 2007г проведены 13-е гонки памяти ректора КУАИ В.П.Лукачёва. Победителями в гонках крейсерских яхт по классам стали экипажи капитанов А.Карташова, А.Егорова, В. Крымкина, А.Милашкина, В. Каткасова. В национальных и детских классах победителями стали : А.Шутов, В.Нестеров, Е.Филинов, А.Соловьёв.

 Молодые Самарские гонщики в 2007г.: Минаева Е., Меренцева Т., Зверев Д., Нестеров В.,Югай Н. были призёрами Всероссийских парусных регат.

 

Image
Парад участников 13 регаты памяти Ректора КУАИ В.П.Лукачёва.


Наступил 2008 год - год 100-летия Самарского речного яхт-клуба. Началась подготовка к празднованию. Было создано Управление по проведению соревнований.

Руководителем управления назначен М.В.Кольцов. Члены управления Алейников Л.В., Балашов Д.А., Каткасов В.В., Павленко В.Г., Сафронов С.Н., Татаренко Е.И.

Мероприятия празднования:

 - гонки швертботов «Оптимист», «Кадет», «Луч-М», «Луч-Р», «Луч»

 - гонки крейсерских яхт

 - гонка на звание «Первый рулевой Поволжья»

 - парад яхт на Волге вдоль набережных города

 - награждение победителей и чествование ветеранов

 Гонки крейсерских яхт

 

Название яхты -

капитан

 1 гонка

2 гонка

3 гонка

4 гонка

Количество очков

Место

Первая стартовая группа

Sunny - А.Коломиец

1

1

1

1

4

I

Фелиция -И.Альберт

3

3

3

2

11

II

Паллада -Е.Пракин

2

Дф=7

2

3

14

III

Разгон -В.Самсонов

5

2

5

НФ=7

19

IV

Екатерина -С.Вовчук

4

Дф=7

4

4

19

V

Пионер - В.Казначеев

6

6

6

НФ=7

25

VI

Вторая стартовая группа

 

Катти Сарк -А.Кольцов

1

1

1

1

4

I

 

Витязь -Л.Алейников

2

3

2

2

9

II

 

Борей - А.Егоров

3

2

3

3

11

III

 

Добрыня -В.Павленко

4

нс=5

Нс=5

Нс=5

19

IV

 

Третья стартовая группа

 

Блик - С.Видманкин

1

1

1

1

4

 I

 

Ника - В.Крымкин

2

2

2

3

9

 II

 

Вега - Ю.Слесуратин

3

3

3

4

13

 III

 

Збава - Р.Гальперин

5

Дф=7

4

2

18

 IV

 

Мираж - Е.Фёдоров

6

5

5

5

21

 V

 

Клиф - С.Сафронов

4

Ну=7

НУ= 7

НУ=7

25

 VI

 

Четвёртая  стартовая  группа

 

Эол - М.Лаухин

1

1

1

Нс=7

10

I

 

Лазер - А.Милашкин

2

2

2

НФ=7

13

III

 

Антарес -АКовалюнас

4

3

4

1

12

II

 

Эльф -С.Пожидаев

3

4

3

Нс=7

17

IV

 

Марс -В.Мартынов

5

5

НФ=7

Ну=7

24

V

 

Галс - В.Тихонов

6

6

НФ=7

Ну=7

26

VI

                   

 

Председатель гоночного комитета Кольцов М.В.

Секретарь Мокрова А.Ю.

 

Image

Image

 

Image

 

Гонка на звание «Первый рулевой Поволжья»

 

Участники : «Блик» капитан Сергей Видманкин - 1

«Ника» капитан Владимир Крымкин - 2

«Вега» капитан Юрий Слесуратин - 3

«Забава» капитан Рудольф Гальперин - 4

«Мираж»капитан Евгений Фёдоров - 5

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Image

 

Кольцов М.В., яхтенный капитан, мастер спорта.

Тел. 8 927 608 16 45. mvk_sail@mail.ru

Самарский яхт-клуб (фото из статьи)